Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Историко-документальный выставочный проект "Железный путь на восток"

Историко-документальный выставочный проект "Железный путь на восток"

Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) имела важное экономическое, политическое и военно-стратегическое значение для развития Дальневосточного региона России в конце XIX – начале XX века.

Первая выставочная витрина "КВЖД. Начало строительства" посвящена сооружению магистрали в 1897-1903 гг. 22 мая 1896 г. после успешных переговоров российского министра финансов С.Ю. Витте с ведущим государственным деятелем Китая Ли Хун-чжаном был подписан "Московский договор" о строительстве на территории Маньчжурии железной дороги. На выставке экспонируется Устав общества КВЖД 1896 г., опубликованный в Полном Собрании Законов Российской империи, фотографии С.Ю. Витте и Ли Хун-чжана, торжественного открытия работ по постройке КВЖД 16 августа 1897 г., Хинганского тоннеля (самого грандиозного сооружения КВЖД длиной 3077 м) и руководившего его возведением инженера Н.Н. Бочарова.

Главным опорным пунктом России в Северной Маньчжурии и административной столицей КВЖД стал г. Харбин. Основанный в 1898 г. на берегу р. Сунгари русскими инженерами поселок в ХХI в. стал городом с многомиллионным населением и центром провинции Хэйлунцзян. В разделе "Основание Харбина" представлена история города Харбина, запечатленная в летописи. На выставке демонстрируются фотографии первых строителей города – А.К. Левтеева и И.И. Обломиевского; здания нового города, план г. Харбина, а также уникальные печатные издания – "Известия Харбинского общественного управления" и "Гид Харбина".

Третий раздел выставки "Первые годы работы" посвящен работе КВЖД в начале ХХ века. Движение по новой магистрали было открыто 1 июля 1903 года. Железная дорога связала Центральную Россию с Тихоокеанским побережьем. На линии были построены 92 станции и 9 тоннелей. В 1900-е гг. на строительство железной дороги приехали тысячи инженеров, строителей, машинистов и других специалистов. На выставке экспонируются: приказ по Китайско-Восточной железной дороге от 4 октября 1906 г. о передаче в ведении КВЖД Уссурийской железной дороги, статистический отчет о коммерческой деятельности Китайской Восточной железной дороги за 1906 г., фотография управляющего КВЖД в 1903-1918 гг. Д.Л. Хорвата, а также фотографии станций, построенных русскими инженерами.

На выставке представлены личные дела работавших на КВЖД сотрудников – А.В. Кровякова и Н.А. Бакуна, сохранившиеся в фонде "Главного бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи" (БРЭМ).

Александр Васильевич Кровяков принадлежал к известной в г. Хабаровске купеческой семье Кровяковых. В связи со строительством КВЖД он уехал в Маньчжурию, где с 1901 г. работал машинистом. В 1914 г. он вернулся в г. Хабаровск и занялся предпринимательством. В 1915 г. он построил доходный дом Кровякова (сохранился до настоящего времени на ул. Дзержинского, 28). В 1920 г. эмигрировал в г. Харбин, где продолжил работать на КВЖД.

Выставка будет экспонироваться с 16 августа в здании Государственного архива Хабаровского края по ул. Нагишкина, 4 а.


Выставки